Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Светлянская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Светлянская СОШ)
О школе
Общее число детей в 2024-2025 учебном году в школе 162 обучающихся. Из них: 30 воспитанника и 132 ученика.Занятия ведут 4 воспитателя и 16 учителей.
История школы
Свою историю школа начинает в 19 веке, когда на Светлянской земле законоучитель, священник Михаил Дьяконов открывает церковно – приходскую школу. Школа земская, народная. Обучались в ней 58 мальчиков и 3 девочки. Дети были из разных мест: с. Светлое, починков Романовский, Филипповский, деревень Курочкино и Черноключье. Ребятишки обучались грамоте, счету и закону божьему. В школе работали 2 учительницы. Но крестьяне своих детей в школу отдавали неохотно, пугали антихристом.
В 1900 школа преобразована в начальную, а затем в 1932 году в среднюю. В 1935 году состоялся первый выпуск Светлянской школы – семилетки. В ней было 8 классов, в которых учились 260 детей. Школа располагалась в нескольких небольших зданиях.
В 1954 году было начато строительство деревянного типового здания. Первый звонок в новой школе прозвенел 1 сентября 1957 года. В этом здании дети проучились до 1983 года. 1 сентября 1983 года учащиеся переступили порог нового современного кирпичного здания.
За время существования нашей школы сменили друг друга 10 директоров. Это были и есть люди, отвечающие всем требованиям, предъявляемых к руководителю.
Самым первым директором школы в селе Светлое был Баранов Михаил Васильевич. Проработал он с 1932 года до 1943 года. Во время войны старшие школьники помогали колхозу в уборке урожая. Всё лето ухаживали за посевами зерновых культур, которые отправляли на фронт. Все с нетерпением ждали победы, но до неё было далеко.
В 1943 году Михаила Васильевича сменил Жемчужин Константин Михайлович. Константин Михайлович был эвакуирован в Удмуртию во время войны. Тысячи семей после войны остались без отцов. Константину Михайловичу тяжело пришлось, но он заинтересовал ребят учебой, многим выпускникам помог определиться в жизни.
С 1953 по 1955 год директором была Пятакова Мария Ивановна
Затем ее сменил Лопатин Аркадий Семенович. Проработал директором до 1957 года.
В 1957 году директором была назначена наша знаменитая землячка, Герой Советского Союза, легендарная летчица, Нина Захаровна Ульяненко. Ученики ее запомнили не только как директора, но и как интересного историка и замечательного человека.
В 1960 году на смену Нине Захаровне пришел Чирков Лев Григорьевич. Лев Григорьевич имел высшее военное и педагогическое образование, вел историю, был очень эрудированным. Ученики обожали его уроки истории. При Льве Григорьевиче на базе Светлянской школы был открыт педагогический класс, в котором готовили учителей и вожатых для школ района и республики.
В 1965 году руководство школой принял Масленников Иван Константинович. Это был очень требовательный человек. Требовательный не только к другим, но и в первую очередь к себе.
В июле 1976 году Иван Константинович ушел на пенсию, и на должность директора назначили Дорофееву Лидию Александровну.
В 1983 году Светлянская школа переехала в новое здание. Возглавить новую школу было предложено Васильеву Аркадию Ивановичу. Аркадию Ивановичу удалось набрать и сплотить дружный, творчески работающий, высококвалифицированный педагогический коллектив. Школа стала базовой для проведения семинаров директоров, завучей, различных методических объединений. 31 год отдал руководящей должности Аркадий Иванович. За добросовестный и многолетний труд ему было присвоено звание «Заслуженный работник народного образования УР». Позже за заслуги перед районом «Почетный гражданин Воткинского района».
В 2014 году Аркадий Иванович ушел на заслуженный отдых. Его сменила Ольга Леонидовна Боброва. Молодая, шагающая в ногу со временем, такая же неугомонная, как и все ее предшественники.
Но каким бы ни был директор, всегда рядом с ним педагогический коллектив. В Светлянской школе всегда работали и работают творческие, умные, ответственные и трудолюбивые педагоги. Как было не вспомнить на празднике наших ветеранов, внесших огромный вклад в развитие школы. Это люди, с которых начинается история, это люди, которые ее продолжали: Третьякова Е. Н, Лапин А. Д., Дерюшев А. П., Портянихин Г. В., Байбекова А. С., Сайфутдинова М. А., Ермолаева Р. П., Пахомова Т. М, Шутов Г. А. и Шутова Ю. А., Соломенникова А. А., Щенина Г. П., Соломенников В. И., Щенин И. И. и Щенина В. А., Алатырев Н. С. и Алатырева Л. П., Коньков В.Т. и Конькова Г.В., Перевозчикова Л. П., Воронцова Г. В., Шаймарданова О. Г., Щенина Л. И., Вострокнутова З. А., Ахмадыршин Г. К. и Ахмадыршина Н. А.. И пусть многих из них уже нет рядом с нами, мы всегда будем помнить их с благодарностью и уважением.
Светлянская средняя школа всегда была в передовых. Здесь не только преподают умные и творческие учителя, но и учатся такие же дети, что доказывает качество знаний учащихся. За годы существования школы из ее стен вышло немало медалистов: в 1962 году окончила школу с золотой медалью Васева Любовь, в 1968 году с серебряной медалью Казанцева Фаина, в 1979 году с золотой медалью Перевозчикова Зинаида, в 1994 году с серебряной медалью Васильев Андрей, в 1997 году с серебряной медалью Шаймарданова Мария и Боброва Анна, в 2007 году с серебряной медалью Широбокова Екатерина, в 2012 году Алатырева Софья. Сейчас это уже состоявшиеся люди, нашедшие в жизни свою дорогу. В 2021 году Маргазова Арсения Константиновна закончила школу с аттестатом особого образца и поступила в УдГУ.
В 2022 году на базе школы была открыта Точка роста естественно-научной и технологической направленностей. Центр состоит из трех кабинетов в которых планируется реализация не только общеобразовательных программ по предметам «Физика», «Химия», «Биология», с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программ внеурочной деятельности, дополнительного образования, проектной и исследовательской деятельности. Кабинеты оборудованы под школьную и внеклассную (проектную) деятельность. В работу «Точек роста» включаются инициативные педагоги, которые сумеют поддержать у детей интерес к учебе и научно-техническому творчеству. Благодаря такому центру обучающиеся нашей школы смогут всесторонне развиваться, открывая для себя новые возможности.
За достигнутые успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, плодотворную работу по развитию системы образования Воткинского района в 2023 году коллектив школы был занесен на районную Доску почета.
И сегодня ни на минуту не утихает жизнь в школе. Дети под руководством своих наставников принимают участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места, становятся призерами и дипломантами. Учителя уделяют своим подопечным практически все свое время.
Образование и формы обучения
Форма обучения: очная.
В школе сформировано 11 классов – комплектов:
- 1 ступень: 1 – 4 классы;
- 2 ступень: 5- 9 классы;
- 3 ступень: 10 – 11 классы.
Программа развития
Срок реализации программы развития с 2020 - 2025 год.
Цель: Создание условий для функционирования образовательной организации как открытого, современного
учреждения реализующего качественные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие
социальный заказ государства и родительского сообщества.
Задачи: Развитие инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающей доступность всем
обучающимся качественного и вариативного образования.
- Обновление материально-технической базы для реализации основных общеобразовательных программ.
- Оптимизация структуры и содержания образовательной деятельности, обеспечивающей духовно-
нравственное развитие и поддержку талантов у детей.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива
- Обеспечение функционирования внутришкольной системы оценки качества общего образования
(ВСОКО) на основе разработанной методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях.
- Введение дополнительного образования, как совокупности услуг, доступных для широких групп
воспитанников и учащихся.
- Совершенствование содержания и форм взаимодействия школы и семьи с учётом индивидуальных
особенностей и потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Период реализации: 2020 - 2021 — подготовительный (организационный) Формирование необходимой нормативно-правовой базы,
обучение кадров, изучение инновационных управленческих технологий, разработка структуры и плана
совершенствования образовательной среды, привлечение к апробации педагогических технологий и
программ ведущих специалистов и творческих групп, подготовка социальных условий реализации и
финансирования программы развития в школе.
Привлечение внешних партнеров, заинтересованных в развитии школы, разработка механизма комплексного
взаимодействия с образовательными и культурными учреждениями района и города, общественными и
коммерческими организациями, государственными структурами.
2022 - 2023 — основной (внедренческий)
Проведение мероприятий, направленных на реализацию Программы. Повышение квалификации и
переподготовка кадров. Развитие внешнего взаимодействия школы с социальными партнерами, органами
местного самоуправления с целью оптимизации образовательного процесса.
Формируется банк методических материалов, совершенствуется азвивающая предметно-пространственная
среда, пополняется материально-техническая база, проводится промежуточный анализ результативности
внедрения новой нормативной модели МБОУ Светлянской СОШ с последующей корректировкой в случае
необходимости.
2024-2025 — заключительный (аналитический) Информационно-аналитическая деятельность. Сбор
оценка материалов, сопоставление показателей МБОУ Светлянской СОШ за период до и после внедрения
обновлений, анализ воздействия инновационных технологий.
Ожидаемые результаты: - Обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных, в том числе
здоровье сберегающих технологий; - Положительная динамика образовательных результатов обучающихся .
- Положительная динамика качества освоения программ за счет междисциплинарной интеграции
предметных областей в проектной деятельности.
- Повышение мотивации обучающихся к формированию предметных и метапредметных компетенций, и
результативности обучения
- Кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям;
- Разработана единая медико-психолого-педагогическая система сопровождения ребёнка;
- Оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей-инвалидов,
воспитанников;
- Успешная социализация выпускников дошкольных групп в условиях школы – 100%;
- Успешное усвоение выпускниками образовательной программы школы – 100%;
- Индивидуализация образования.